Перспективы библиотечно-информационного образования


Брежнева Валентина Владимировна

декан библиотечно-информационного факультета
Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Высшему библиотечно-информационному образованию в 2018 г. исполняется 100 лет. Безусловно, за этот исторический период система подготовки кадров для библиотек претерпела значительные изменения. Какие достижения предыдущего периода необходимо сохранить и взять с собой в качестве «опоры» при разработке перспективных моделей библиотечно-информационного образования? В первую очередь, это фундаментальная гуманитарная подготовка. К сожалению, именно этот блок дисциплин подвергся в последние десятилетия максимальному сокращению на всех уровнях образования, что проявляется в снижении общего интеллектуального уровня выпускников не только школ, но и вузов. Хотя очевидно, что человек, получивший высшее образование, должен знать мировую литературу, владеть по крайней мере двумя иностранными языками, не говоря уже о грамотной речи и письме на родном языке. С большим трудом, благодаря консолидированным усилиям профессионального библиотечного сообщества, в ФГОС по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» удалось вернуть общепрофессиональную компетенцию «способен использовать знание мировой литературы для реализации профессиональных задач, формирования культурной идентичности личности и межкультурного взаимодействия», в том время как в других образовательных стандартах эта компетенция отсутствует. Другим безусловным достижением предыдущего этапа можно считать накопление и развитие «золотого ядра» профессиональных знаний, сконцентрированных в блоке базовых дисциплин. Большим успехом профессионального сообщества можно считать подготовку серии учебников по этим дисциплинам, выпущенных издательством «Профессия». Последовательное освоение «золотого ядра», не зависимо от того, в каком вузе культуры страны обучается будущий библиотекарь, способствует не только системному овладению профессиональными знаниями, но и формированию профессионального менталитета, выработке общей системы ценностей, что является залогом сплоченности профессионального сообщества. Достижением профессионального образования является и накопленный опыт специализации, профильной подготовки кадров с учетом типа библиотек, особенностей региона, запросов работодателей. Сохранению и развитию этого подхода препятствует уменьшение количества студентов, обучающихся по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в ряде вузов страны, тем не менее, профильная подготовка представляется наиболее перспективной. Что же надо усилить? Опыт работы в вузе, изучение запросов работодателей и тенденций библиотечного образования за рубежом позволяют наметить вектор изменений подготовки кадров для библиотечно-информационных учреждений. Безусловно, это усиление технологической подготовки с упором на применение возможностей информационно-коммуникационных технологий.