Количественные и качественные показатели трафика социальных сетей на сайте Отделения ГПНТБ СО РАН в 2015–2017 гг.


Комаров Сергей Юрьевич

библиотекарь i кат.
Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН

Веб-аналитика сегодня уверенно переходит из сферы чистой коммерции в науку и образование. Исследовательские подходы и методы, направленные ранее лишь на изучение, на основе анализа сетевого трафика интересующей организации, поведения потребителей и выстраивание успешных коммерческих стратегий, активно используются в оценке работы научных и научно-образовательных учреждений, и научные библиотеки, разумеется, не являются исключением. Среди важнейших исследований подобного характера можно назвать работы А.Е.Гуськова, Е.С.Быховцева и Д.В.Косякова, В.И.Шокина и др., С.В.Бредихина и Н.Г.Щербакова, И.В.Юрик. Однако, такая важная тема как роль и значение социальных сетей и приходящего из них трафика для функционирования и развития порталов научных учреждений до сих пор, во многом, остается исследовательской лакуной, хотя социальные сети более чем активно используются практически всеми научными и научно-образовательными учреждениями РФ. Существующие исследования либо посвящены коммерческой среде - таковы, например, работы С.П.Главацкого, Р.В.Катюхина, М.А.Кальницкой, С.А.Кошечкина и Ю.А.Тузова, И.В.Чечуна, А.С.Шуклиной и других, - либо касаются вопроса взаимодействия научных и библиотечных организаций с социальными сетями слишком узко и поверхностно, как в исследованиях В.И.Гойхмана, Г.В.Можаевой и П.Н.Можаевой, А.Р.Фахруллиной и др. Во всех приведенных выше исследованиях не рассмотренным остается вопрос качественности внешнего трафика из социальных сетей и, соответственно, его позитивного либо негативного влияния на статусность организации и ее положение в сети Интернет. Для ликвидации данной лакуны автор предлагает методику 3-ступенчатого анализа количественных и качественных показателей реферального трафика соцсетей, используя в качестве примера сайт Отделения ГПНТБ СО РАН. Первый этап представляет собой первичный анализ с привлечением данных лог-анализатора AWStats и выделением только показателей числа просмотров и хитов с ограниченной оценкой качественности трафика Отделения ГПНТБ СО РАН, идущего из социальных сетей. На 2 и 3 этапе используются более глубокие данные, полученные путем обращения к возможностям Google Analytics и Яндекс-Метрики, позволяющим более четко и полно обработать и структурировать вебометрические данные. В качестве объектов исследования выступают социальные сети "Вконтакте", "Twitter", "Facebook", "Liveinternet' и "Livejournal". Анализ количественных и качественных показателей внешнего трафика из данных соцсетей позволяет сделать выводы о значимости и влиянии каждой из них на сайт Отделения ГПНТБ СО РАН. Так, показано, например, что наибольшую долю строго научного трафика привносит социальная "Вконтакте", более активно использующаяся для продвижения ресурсов и мероприятий Отделения ГПНТБ СО РАН.