Экологическое воспитание личности библиотечными средствами


Маслакова Мария Владимировна

доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности
Тюменский государственный институт культуры

Экологию можно определить как научную дисциплину, изучающую методы и закономерности системного анализа применительно к состоянию и развитию биосферы в ее взаимодействии с человеком и общественными структурами. Необходимость развития системных подходов обусловлена актуальностью и сложностью проблем взаимодействия человеческого общества и природной среды, а также глобальным характером экологических проблем, возникающих в связи с влиянием всех внешних оболочек планеты. Человек является составной частью культуры, общества, природы, влияя на них и взаимодействуя с ними, т. к. на сегодняшний день он «окультурил» всё, что его окружает. Человек обладает своей внутренней культурой изначально, и, несмотря на то, где бы он не находился, человек попадёт в культурное пространство созданное им. Сегодня, как никогда, судьбу природы решает уровень экологической культуры человека, уровень его экологических знаний. Таким образом, глобальная проблема сохранения природы и выживания человека может успешно решаться только при сохранении духовности, выработки у человека экологической культуры мышления, которую следует решать с помощью повышения экологи¬ческой грамотности, а библиотеки должны оказывать в этом существенную помощь. Экология - это наука о связях живых организмов с окружающей средой, их взаимодействия, поэтому фактор гармонии играет здесь важную роль. Необходимо использовать понятие «гармоническое развитие», т. к. гармонию нужно рассматривать в дви¬жении, развитии, ведь мировоззрение у читателя формируется на протяжении всей его жизни. Важнейшей проблемой нашего времени стала охрана чистоты мышления. Выработка у человека навыков правильного использования силы мысли – задача дня. Чистое мышление – это основа экологически чистой информации. Следствием правильного мышления является развитие положительных личностных качеств человека, влияющих на формирование гармонически развитого экологического мышления. Проблемы гармонического и экологического развития человека, природы, цивилизации тесно взаимосвязаны, т. к. без гармонично развитой личности нет условия для экологического развития личности и наоборот. Гармонический универсум (объединение противоположных начал, с целью сохранения равновесия, являющимся основой развития мира) и его системообразующие принципы являются базой информационной экологии, без чего другие экологии не смогут развиваться. К сожалению не все эксперты согласны с мнением, что от качества мысли зависит уровень экологической безопасности человечества в целом. Для значения гармонии в современном обществе, для здо¬ровья человека и общества рассматривается роль междисциплинар¬ной науки - информационной экологии как системы знаний, необхо¬димой для оздоровления окружающей информационной среды и развития в личности гармонического мировоззрения, где особую роль следует уделить экологически чистому мышлению. При воспитании гармонически развитой личности, следует создавать экологические условия существования, посредством развития экологически чистого мышления у людей, - это подтвердили респонденты. Гармонизация налаживания отношений «человек-природа» возможно при помощи воспитания гармонически развитой личности. Экологическое равновесие есть весьма сложное и многостороннее во всех отношениях взаимодействие Космоса, Социума и Природы. Читатель должен гармонично взаимодействовать со всеми одновременно, отметили эксперты, поддерживать общее равновесие, во избежание цивилизационного кризиса. Информационная экология должна быть основой правильного экологического воспитания. Библиотека является одним из учреждений, способным повлиять на процесс формирования экологической культуры, мышления каждого человека. Исследования показали, что в большей степени, экологическим воспитанием должна заниматься семья. Совершенно очевидно, что библиотеки могут вносить огромный вклад в экологическое воспитание и образование населения, собирать, систематизировать, делать доступной для пользования самую разную информацию, касающуюся экологических проблем, т. к. в формировании экологического мышления особая роль принадлежит библиотекам, поскольку они обладают исключительными возможностями, которым нет альтернативы в деле экологического просвещения. Формами информационной и массовой работы библиотеки должны донести до каждого читателя то, что ему поможет в развитии экологического мышления, а также расширить сферу экологических знаний, осветить всю многогранность экологической проблемы. К сожалению, посещаемость тюменскими читателями библиотечных мероприятий низка. Библиотечным сотрудникам в своей работе следует уделять внимание не только экологии как науке о взаимосвязях между живыми организмами и экосистемами, но и рассматривать экологию как философскую категорию, развивая экологию духовности, применяя на практике достижения информационной экологии. Воспитание гармонически развитого, экологически подготовленного читателя, который был бы способен адекватно понимать своё место в обществе и природе, реагировать на изменения в жизни, решать социальные и нравственные проблемы, формировать благоприятное мыслительное пространство – сложная задача, стоящая перед библиотекой. Изучение данной темы, выявило ряд проблем, которые требуют решения. Это в первую очередь: • Выработка вариантов устранения или предотвращения проблем, возникающих в ходе развития информационного общества. • Устранение несоответствия между высоким уровнем развития технологий и низким уровнем человеческой культуры за счет внедрения экологической, информационной и компьютерной этики. • Выработка принципиально новых подходов к непрерывному образованию и воспитанию как к экологическому фактору и необходимому условию, обеспечивающему высокое качество жизни.