Аналитика профессиональных статей по библиотечно-информационной деятельности


Мартынова Елизавета Васильевна

Доцент
Кемеровский государственный институт культуры

Щербинин Альберт Анатольевич

литератор, переводчик, член Союза переводчиков России
Кемеровский государственный институт культуры

Культура современного научного познания предъявляет ряд требований к профессиональным статьям. Они должны осуществляться на теоретической основе и опираться на опыт; решать поставленную проблему и ее задачи; ориентироваться на конкретную предметную область; опираться на методологические принципы; излагать на языке, принятом в науке; давать научный результат; иметь ограничения; соотносится со сложившейся в науке картиной мира. В связи с указанными обстоятельствами для начинающих авторов (магистрантов, аспирантов, практиков библиотечного дела) важно представить специфические особенности информации в профессиональных статьях по библиотечно-информационной деятельности и указать общие формальные черты, которые могут быть приняты во внимание в ходе работы над содержанием публикаций. Авторами предпринята попытка охарактеризовать аналитику текстов профессиональных статей. Обобщения были сделаны на базе изучения 300 профессиональных публикаций из журналов, сборников материалов конференций, Вестников институтов культуры за 2017-2018 годы. Было установлено, что аналитика текста отражает результат исследования определенных фактов, на основе которых выведены новые знания, позволяющие сделать рекомендации по совершенствованию объекта отображения. Результаты изучения позволили выделить следующие аналитические компоненты: направление целевой установки на решение проблемы; включение познавательных процедур; формулирование выводных знаний; построение текста на основе рассуждения как аргументированной функционально-смысловой модели; выражение конструктивного отношения к объекту отображения. Описание и анализ аналитических компонентов раскрывает функции текстов статей. Во-первых, профессиональные статьи являются средством социальной ориентации в профессиональной среде. Только аналитический текст может представить причинно-следственные связи, дать им трактовку, оценку, обосновать прогноз, план действий, связанный с отображаемым объектом. Во-вторых, статьи представляют собой источник данных для принятия решений в различных социальных институтах. Несмотря на то, что существующее законодательство не обязывает социальные институты реагировать на публикации, касающиеся их деятельности, аналитические тексты могут оказывать им существенную помощь в принятии решений по важным актуальным событиям жизни. Были выявлены ориентиры в аналитических построениях текстов: познавательный и коммуникативный. Познавательный ориентир реализуется автором в том случае, если аудитория предельно заинтересована в предмете. Для этого автор включает в текст отдельные элементы процесса познания или несколько взаимосвязанных элементов, когда каждый из них раскрывает суть проблемы. Коммуникативный ориентир служит средством коммуникации для аудитории. Коммуникативные потребности собственно социальные и социально-психологические ( для выработки у отдельных людей адекватной социальной ориентации, в том числе в профессиональной деятельности) обуславливают коммуникативный ориентир. При этом аудитория воспринимает не только содержательный компонент, но и эмоциональный. Делается это с помощью дополнительного использования художественно-выразительных средств. Одним из результатов исследования аналитики статей стала разработка моделей смыслового содержания знаний об объектах отображения. На начальном этапе знания были объединены в три вида: сущностные, источниковедческие, аналитические. Сущностные знания отражают признаки, качества, свойства, структуру объекта отображения, которые отличают его от других объектов. Источниковедческие знания демонстрируют результаты работы с источниками: научный анализ критику. Аналитические знания преобразуют известные сведения об объекте отображения с целью получения нового знания о нем. На следующем этапе исследовательской деятельности были указаны характерные черты каждого из видов знаний. Характерные черты сущностных знаний указывают на то, чем определяется сущность ( целью, назначением, функциями, противоречием и т.д.) из каких элементов состоит. Характерные черты источниковедческих знаний определяют кто, когда, с какой целью обращался к изучению объекта отображения и какие результаты изучения получил. Характерные черты аналитических знаний выводят на новое, ранее неизвестное содержание информации об объекте отображения: какое место занимает среди других, в чем отличие или сходство с другими, в чем новизна и оригинальность, каково практическое значение. Обозначение видов знаний об объектах отображения и их характерных черт, представленное в виде информационных моделей, дает возможность начинающим автором грамотно формировать смысловые блоки текста статьи в соответствии с критериями качества. Статьи в публицистических изданиях имеют иные отличительные особенности. Они связаны с основными признаками публицистических текстов (доступность в сочетании рационального и эмоционального в изложении), целями (сообщение нового, его комментирование, оценка и на этой основе формирование общественного мнения, общественного сознания и поведения), функциями (информационной и воздействующей). Все проанализированные профессиональные статьи по библиотечно-информационной деятельности отличает общая тенденция перехода на новый методологический уровень – аналитический.