Информетрия для библиотекарей: ключевые компетенции


Галявиева Миляуша Саляхутдиновна

главный инженер проекта
Казанский (Приволжский) федеральный университет

Информетрия – динамично развивающееся междисциплинарное научное направление, связанное с исследованиями всех количественных (математических, статистических, вероятностных) аспектов информации, информационных процессов и явлений. Информетрические исследования направлены на выявление эмпирических (статистических) закономерностей в этих процессах, обоснование полученных математических зависимостей и построение информетрических моделей и, в конечном счете, теории. Объектом изучения информетрии являются научная информация и научные коммуникации, а предметом – объективные количественные закономерности, используемые для совершенствования информационной деятельности. В последнее десятилетие наблюдается расширение диапазона исследовательских задач информетрии как на теоретическом, так и на прикладном уровне. Информетрия охватывает все количественные исследования в информатике, а именно: информация непосредственно; специальная информетрия (наукометрия, патентометрия); веб-информация (вебометрия, альтметрия и т. п.); потребители информации и использование информации; информационные системы (оценка извлечения; оценка функциональности; измерение производительности и т. п.). Информетрия является одной из немногих действительно междисциплинарных областей исследования, распространяющейся на почти все научные области. С одной стороны, информетрия заимствует инструменты (методики, модели, аналогии) из математики, физики, информатики, математической лингвистики и других количественных наук. С другой стороны, информетрия все активнее используется в таких областях, как библиотечное дело, социология науки, история науки, научная политика, информационный поиск и др. Информетрия, наряду с историей, философией, социологией науки и информатикой, относится к метанаукам (meta-sciences). Информатика и информетрия изучают информационные системы и информационные услуги; «институты памяти», такие как научные библиотеки; библиографические базы данных, системы организации знаний; а также реальных и потенциальных пользователей этих систем и сервисов. Библиометрия, наукометрия, а также современные направления – вебометрия и альтметрия – являются подобластями информетрии. Современная информетрия имеет в своем «арсенале» важнейшие количественные закономерности научной информации и научной коммуникации; специальные методы исследования; специализированные базы данных научного цитирования; аналитические инструменты исследования; специализированное программное обеспечение; разнообразные индикаторы оценки научного знания. Информетрия, начиная от библиометрии как области количественных исследований научных публикаций, до альтметрии, изучающей «научные продукты» в среде web 2.0, всегда была тесно связана с информационно-библиотечной сферой. Возрастающий интерес к организации и проведению информетрических исследований в научных и вузовских библиотеках определяет новые требования к компетенциям в данной предметной области информационно-библиотечных специалистов. В докладе рассмотрено современное состояние обучения информетрии (библиометрии, наукометрии) в системе многоуровневого информационно-библиотечного образования в России и за рубежом. Проанализированы база знаний и определены ключевые компетенции, необходимые будущим информационно-библиотечным специалистам для организации и реализации информетрических практик в научных и университетских библиотеках. Работа выполнена за счет средств субсидии, выделенной Казанскому федеральному университету для выполнения государственного задания в сфере научной деятельности, проект 1.2368.2017/ПЧ.