Изучение детского чтения в Республике Саха (Якутия)


Афанасьева Ольга Ильинична

заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности и гуманитарных дисциплин
Арктический государственный институт культуры и искусств

Десятилетие детства, объявленное Указом Президента РФ от 29.05.2017 г., заостряет внимание на важнейшие проблемы жизни и развития детей. Одной из таких проблем является духовное, интеллектуальное, нравственное развитие детей, которое невозможно представить без книги и чтения. 3 июня 2017 г. распоряжением Правительства РФ была утверждена Концепция Программы поддержки и развития детского и юношеского чтения в Российской Федерации. В Концепции в качестве основных задач ставится проведение научных исследований, поддержка книгоиздания, развитие инфраструктуры и кадрового потенциала поддержки и развития детского и юношеского чтения. В соответствии с Концепцией Программы поддержки и развития детского и юношеского чтения в Российской Федерации Национальной библиотекой Республики Саха (Якутия) разработан проект «Концепции поддержки развития детского и юношеского чтения в Республике Саха (Якутия)». Научной основой поддержки и развития детского чтения является его изучение. Исследования детского чтения имеют в Республике Саха (Якутия) определенные успехи и традиции. Еще в 70-90-х гг. прошлого века Якутской республиканской детской библиотеки предпринимались попытки изучения чтения детей. В 1991 г, а затем в 1998 г. изучение детского чтения осуществлено в рамках республиканских социологических исследований «Книга, чтение, библиотека в жизни жителей Якутии» и «Книга, чтение, библиотека в жизни населения Республики Саха (Якутия)» . С организацией в структуре Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) Центра для детей и юношества изучение детского чтения получило свое дальнейшее развитие. В 2002-2008 гг. были проведены республиканские социологические исследования «Чтение детьми литературы на якутском языке», «Чтение детьми литературы на языках народов Севера», «Семейное чтение в зеркале социологии». Эти исследования дали богатый эмпирический материал для совершенствования деятельности по поддержке и развитию детского чтения в республике. Они были использованы при разработке «Концепции поддержки и развития чтения в Республике Саха (Якутия)», утвержденной Правительством республики 30.08.2012 г. Одним из основных направлений поддержки чтения, согласно данной Концепции, стала поддержка и развитие детского чтения. Концепцией было предусмотрено дальнейшее развитие научных исследований детского чтения. В 2012 г. Арктическим государственным институтом культуры и искусств совместно с Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) было проведено социологическое исследование «Чтение детьми и молодежью литературы на якутском языке и языках народов Севера». Результаты исследования показали наличие проблем как в распространенности чтения на родном языке, так и в книгоиздание и книгораспространении изданий на языках коренных народов Якутии. В 2013-2015 гг. изучение детского чтения стало одной из задач республиканского исследования «Чтение в Республике Саха (Якутия)». Опрос детей среднего школьного возраста, проведенный в 10 районах (улусах) республики показал что детское чтение носит преимущественно деловой либо развлекательный характер, все больше влияние оказывает электронная среда. Результаты данного исследования будут положены в основу более детального многоаспектного изучения с учетом возрастных, гендерных и других особенностей детей в рамках республиканского исследования «Детское чтение в Республике Саха (Якутия)», которое является совместным проектом Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) и Арктического государственного института культуры и искусств. В исследовании будут принимать участие централизованные библиотечные системы республики. Исследование позволит получить серьезный материал, который будет положен в основу дальнейшей программы действий по поддержке и развитию детского чтения.