Культура «одного окна»: факторы библиотечного освоения


Сокольская Лэся Васильевна

Доцент
Челябинский государственный институт культуры

В современном отечественном библиотечном деле, находящимся в ситуации острого соперничества за аудиторию клиентов, прослеживаются обстоятельства, аналогичные всем другим участникам сферы хозяйственной деятельности. В частности, в его состоянии следует констатировать присутствие одной из «движущих сил» межотраслевой конкуренции – процесса размывания границ отраслей как следствия вовлечения в их пределы ранее неприсущих им видов деятельности, продуктов и услуг, технологий и др. В библиотечной отрасли, как и в других, этот процесс развивается в двух направлениях. Во-первых, стираются границы между ней и родственными ей отраслями: музейным делом, книгоиздательским делом, сферой социально-культурной деятельности и др. При этом подобные диффузные явления протекают в рамках более общего процесса разрушения отраслевых рубежей между специализированными видами деятельности в культуре как совокупности отраслей. Следствием происходящего специалисты называют установление тенденции к формированию новой «культурной» сферы: интегративной по своей сущности, всепроникающей субстанции, границы которой постоянно расширяются. В результате для социально-ориентированной культуры актуальным становится адаптированный к ней вариант новомодной технологии обслуживания клиентов: режим или принцип «одного окна», в данном случае предполагающий ситуацию, когда потребитель в универсальном учреждении культуры хочет найти театр и филармонию, выставочный и кинозал, музей и парк аттракционов, библиотеку и дискотеку. Современная практика развития библиотек во многом подтверждает факт ее эволюции в подобном направлении, что неоднозначно оценивается как специалистами (практиками и теоретиками), так и пользователями библиотек. Наряду с этим, отмечаются и другого рода примеры размывания границ библиотечной отрасли. В частности, вторжение библиотек в «неродственные» сферы, включающие библиотечные услуги в свой традиционный ассортимент услуг (библиотеки в ТРЦ, отелях, метро и т. п.), или значительная активизация библиотечной деятельности в сфере социальной защиты населения, что фактически во многих случаях позволяет рассматривать их в рамках данного вида обслуживания населения. Чрезвычайно значимым для рассмотрения вопроса расширения пределов библиотечной деятельности является ее функционирование в электронной среде, т. е внедрение принципиально новых, из иной сферы, технологий, заставляющее специалистов размышлять – сохраняется ли в этом случае специфика библиотеки или же происходит размывание идентифицирующих ее границ. С другой стороны, библиотека также становится местом интереса для других отраслей, что связанно с бескорыстной или материальной заинтересованностью организаций и интересами клиентов. Учреждения-держатели коллекций различных экспонатов, разного рода информационных ресурсов и предметных экспозиций, рассматривают библиотеку как площадку для их демонстрации. Желание клиентов должного уровня комфорта приводит к созданию в библиотеках кафе (за рубежом – и ресторанов), появлению в них автоматов по продаже еды и напитков, канцтоваров, банкоматов и др. Подобная практика также расширяет понимание библиотеки как организации, действующей в режиме «одного окна». Во-вторых, внутриотраслевые границы в библиотечной отрасли также лишились своего фундаментализма и предстают как «прозрачные». А именно: научные библиотеки обслуживают детей, проводят развлекательные досуговые мероприятия для широкой аудитории, участвуют в акциях за пределами своих стен; в свою очередь, общедоступные библиотеки обеспечивают специалистов документами и доступом к базам данных, организуют информационную правовую поддержку пользователей с особыми потребностями и др. В рамках координат внешней среды современности процесс размывания и расширения границ библиотечной сферы следует рассматривать как неизбежный. Соответственно, задача библиотек состоит в том, чтобы, развивая ассортимент услуг и продуктов, участвуя в информационном, интеллектуальном, технологическом, документом обмене с другими отраслями, сохранить природную уникальность и качество исполнения традиционных видов деятельности.