Современные тенденции самоиздания


Савенко Елена Нальевна

ведущий научный сотрудник
Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН

Самоиздание – авторская публикация текстов, минуя официальные издательские структуры, имеет вековые традиции. На каждом историческом этапе происходила эволюция этого уникального явления, отражавшего не только личностное мировоззрение и творческие поиски создателей сочинений, но и доступные технологии тиражирования. Существенные изменения произошли в самоиздании и в новом тысячелетии. Трансформация основных функций самиздата в постсоветской России ранее нами уже освещалась. Кратко сформулировать сущность этих перемен можно так: из «средства подпольной коммуникации» самиздат превратился в средство самовыражения, самореализации.

Значительно модифицировался и процесс самостоятельного выпуска книжной продукции. Ушли в прошлое простейшие способы печати и тиражирования текста: машинопись, ксерокопирование и т.п. Современные «самиздатчики» при создании своих книг активно используют компьютерную технику. Одни из них просто осуществляют на ПК механический набор текста, который затем распечатывается на принтере. Другие с помощью различных программных продуктов создают качественные оригинал-макеты издания и затем тиражируют их типографским способом.

Высокая стоимость профессиональной печати нередко побуждает современных самиздатчиков искать дополнительные источники финансирования. Новым, популярным инструментом привлечения средств для выпуска книг становится краудфандинг – народное финансирование. Следует отметить, что это средство софинансирования книжных проектов в последние годы активно используют как профессиональные издательства, так и самоиздатели. Зачастую авторы находят потенциальных инвесторов, размещая обращения с просьбой о содействии в реализации своих творческих планов на личных страницах в социальных сетях, на сайтах интернет-сообществ. Кроме того, в последние годы появились специальные краудфантиговые сайты, на которых аккумулируются издательские, творческие, социальные, технологические проекты, нуждающиеся в денежной поддержке: planeta.ru, boomstarter.ru, kroogi.com., sbornik.ru и др. Возникают и локальные, региональные краудфандиновые площадки. В Новосибирске, например, в 2011 г. была запущена краундфандинговая платформа «С миру по нитке». В Красноярске в 2016 г. появилась платформа Руфандер.

Краудфандинг важен для авторского книгоиздания не только как инновационный инструмент инвестирования, но и как средство формирования читательской аудитории. Процедура сбора средств на реализацию издательского проекта, как правило, предполагает дарение инвестору готовой книги с дарственной надписью. Таким образом, как справедливо отмечают исследователи, возрождается «забытая советская форма подписки на только планируемое издание».

Наряду с традиционным «бумажным» самиздатом в новом тысячелетии бурно развивается онлайн-самиздат. Одна из новых форм самоиздания - публикация автором текстов на личной странице в «Живом Журнале» или в Фейсбуке. Кроме того на просторах Интернета возникло большое количество сайтов, позволяющих автору знакомить читателей со своим творчеством: журнал «Самиздат», Проза.ру, Стихи.ру, СамоЛит, Escalibro, Поэмбук, Рифма.ру и др. Достоинство этих ресурсов в том, что с их помощью не только удовлетворяется потребность литераторов в реализации творческого потенциала, но и обеспечивается оперативная связь авторов с широким кругом читателей. Создается определенная среда общения, которая чем-то напоминает литературное объединение, выполняющее функции своеобразной творческой мастерской. Например, с произведениями новосибирской поэтессы Елены Берсенёвой, размещенными на сайте «Стихи.ру» ознакомилось более 18 тыс. читателей, оставивших 286 рецензий.

Появились специальные российские издательские платформы, предоставляющие авторам возможность опубликовать свою книгу минуя издательство: ЛитРес, Ridero и др. С каждым годом популярность этих интернет-площадок у современных самоиздателей растет. По данным специалистов уже около 29 тыс. российских независимых авторов опубликовали книги с помощью сервиса самиздата Ridero. Существует мнение, что селф-паблишинг продолжит стремительное развитие и в ближайшей перспективе рынок самиздата в России достигнет 6-10% рынка электронных книг.