Востребованность услуг научно-технических библиотек: мнение профессионалов


Парамонова Ирина Евгеньевна

аспирант
Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Востребованность библиотеки обществом определяется той ролью, которую она выполняет в качестве социального института. Вопрос о том, сохраняет ли библиотека свою востребованность в обществе, соответствует ли его потребностям и насколько, остаётся открытым. Эта проблема является чрезвычайно значимой и для научно-технических библиотек. На уровне предприятия значимым фактором, определяющим место и статус библиотеки, является позиция первого лица. Даже если руководитель понимает, что без достоверной информации и профессионально налаженной системы информационного обеспечения невозможно достижение значимых результатов, это отнюдь не означает, что эти функции будут возложены на библиотеку. Существует соблазн отнести снижение статуса НТБ только на счет «недружественной» по отношению к библиотеке информационной политики руководства. Но приходится признать, что эта проблема в большей степени коммуникационная. Востребованность любой библиотеки тесно связана с созданием системы коммуникаций со всеми заинтересованными сторонами. Руководство (да и рядовые сотрудники) не всегда имеет четкое представление о роли библиотеки в развитии предприятия, поэтому НТБ необходимо научиться заниматься продвижением. В маркетинге услуг под продвижением понимается специальная активность, рассчитанная на формирование и стимулирование интереса к товару, организации или направлению деятельности. НТБ необходимо выбрать правильный вектор своей активности, определив те потребности, те «узкие места», преодоление которых библиотека способна взять на себя. В рамках диссертационного исследования нами проводится экспертный опрос сотрудников НТБ, в ходе которого предпринята попытка выявить, насколько востребованы НТБ и какие услуги представляются сотрудникам наиболее перспективными. Можно сделать некоторые предварительные выводы. Большинство респондентов отметили недостаточную востребованность библиотечных услуг при увеличении общего объема работ, что выражается в снижении количества посещений и потребности в печатных изданиях. В этой связи НТБ стараются создавать электронные ресурсы и внедрять современные сервисы в той мере, насколько это позволяет техническая оснащённость. В НТБ, как и в других типах библиотек, постепенно происходит переход от модели обслуживания в физическом пространстве (помещении) библиотеки к обеспечению доступности библиотечных ресурсов и услуг в пространстве виртуальном. Вполне ожидаемо, что количество посещений библиотеки снижается: с развитием возможностей удаленного взаимодействия необходимость в них уменьшается. Современные специалисты также живут в условиях дефицита времени, одним из следствий которого является нехватка времени на чтение, в том числе профессиональное. Поэтому в качестве востребованной услуги выступает подготовка тематических подборок и дайджестов. По словам одного из респондентов, «это результат нехватки времени, и работники библиотеки должны быть готовы компилировать тексты по запросу». В целом это вполне соответствует общемировой тенденции, проявлением которой стал рост популярности проектов «Short Reading», «Smart reading» и им подобных. Экспертные интервью, проведённые с сотрудниками информационных служб предприятий, показали востребованность такого направления, как управление результатами интеллектуальной деятельности (РИД). При этом сотрудниками НТБ отмечен и недостаточный уровень имеющихся компетенций. Научно-техническая библиотека может стать для своих пользователей проводником информационной культуры. В ситуации повышения интенсивности коммуникации и увеличения количества каналов, с одной стороны и экономии на обучении сотрудников, с другой, библиотека вполне способна занять эту нишу, выступая в качестве навигатора, консультанта и даже тренера. Подобный опыт существует. Надо отметить, что традиционные услуги (предоставление документов и/или информации о них, обслуживание в режиме ИРИ и др.) выдержали испытание временем и остаются востребованными специалистами предприятий. В то же время, акцент от привлечения пользователей в физическое пространство библиотеки смещается к приближению библиотечных услуг к рабочему месту пользователя.