Аудиокнига как медийный жанр


Баль Вера Юрьевна

доцент кафедры общего литературоведения, издательского дела и редактирования
Национальный исследовательский Томский государственный университет

Гуткевич Елизавета Евгеньевна

магистрант
Берлинский университет имени Гумбольдта

Аудиокниги являются одним из быстрорастущих сегментов как на западном, так и на отечественном книжном рынке. Пройдя почти вековой путь развития, аудиокнига сегодня является одним из перспективных форматов для тиражирования литературы. Двусторонний интерес к аудиоформату книг, с одной стороны, на них есть спрос у покупателя, с другой стороны, издатели активно включают их в свой издательский репертуар, определяет массу дискуссионных вопросов к их жанровому статусу. Необходимость определения жарового статуса аудиокниги имеет не только теоретико-книговедческий смысл, но и практическое значение. Практический аспект связан с необходимостью выработки критериев их подготовки, которые позволяют рассматривать аудиокнигу в аспекте её художественной значимости. К сожалению, на сегодняшний день вопрос жанрового статуса аудиокниг не получил осмысления в отечественных исследованиях. В то время как зарубежные исследователи (В. Хаген, С. Рюр, Й. Леманн, Р.Пальмер) пытаются наметить исследовательские подходы для описания жанровой природы аудиокниг. В целом зарубежные исследователи подчеркивают гибридную жанровую природу аудиокниг, которая обусловлена особым характером связи «печатного» и «звучащего» текста. Разговор о жанровой природе аудиокниг в аспекте их художественной ценности требует обращения к их элементам, которые генетически восходят к жанру «старомодной радиопостановки». Элементам, которые сейчас активно используются при создании аудиокниг: звуко-голосовая характеристика образа, создание звуко-шумовой атмосферы, музыкальное соспровождение. Размышления об этих элементах, имеющих важное значение для жанрового статуса, тоже пока получили осмысление только в зарубежных исследованиях. В исследованиях зарубежных ученых внимание было уделено таким категориям как голос чтеца, его влияние на смысловое конструирование текста в процессе его акустической обработки (М.Рюбери, Й. Леманн, С. Рюр). Также есть ряд работ, посвященный значению музыкального сопровождения текста в аудиокниге (К.Горбманн, Д.Клэр). В целом обнаруженные нами наблюдения зарубежных исследователей имеют теоретический характер, обладают бесспорной ценностью, но не дают исчерпывающего представления о жанровой природе аудиокниг. Более детального рассмотрения заслуживают уже выделенные аспекты жанра аудиокниг: внутренней классификации требуют такие элементы как «голос чтеца», «музыкальное сопровождение» и «звуко-шумовые эффекты» сопровождения читаемого художественного текста. Для более полной характеристики жанра необходимо выделить и дополнительные аспекты, еще не рассмотренные в научных работах. Без внимания исследователей пока остались принципы редакторской обработки художественного текста (сокращения, логическое и смысловое деление текста) при его переводе в аудиоформат. В целом подробное рассмотрение этих параметров жанра с опорой на образцы аудиокниг отечественного книжного рынка позволит сформировать критерии издательских практик. Критерии, которые позволят рассматривать аудиокнигу ни как побочный продукт роста значения аудиальной информации в современной культуре, а эстетический феномен, обладающий художественной ценностью.