Методическое обеспечение учебного процесса подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы: современное состояние и перспективы развития


Малышева Елена Николаевна

Доцент
Кемеровский государственный институт культуры

Уленко Юлия Владимировна

Старший преподаватель кафедры технологии автоматизированной обработки информации
Кемеровский государственный институт культуры

Учебно-методическое обеспечение является инструментом организации и поддержки учебного процесса, оно дает достаточно полное представление об объеме содержания обучения, подлежащего усвоению, о способах построения учебного процесса, методах, методике преподавания учебной дисциплины. В работе проведен мониторинг методического обеспечения образовательной программы направления «Библиотечно-информационная деятельность». Согласно требованиям к условиям реализации программ бакалавриата, электронная информационно-образовательная среда (ЭОС) вуза должна обеспечивать: проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; а также взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». На протяжении продолжительного времени в КемГИК используется электронная образовательная среда, созданная на программной платформе Moodle. В течении этого времени преподавателями факультета информационных и библиотечных технологий создавались и размещались на этой платформе разнообразные учебно-методические материалы. Большая часть этих материалов представляют статические ресурсы. Но как показывает опыт прошедших лет ЭОС – это и платформа для интерактивной работы. Элементы курса – это интерактивные модули, с помощью которых преподаватель в своем курсе организует учебный процесс (размещает материалы курса, проводит тестирование, общается со студентами). Электронная образовательная среда располагает большим разнообразием модулей, которые могут быть использованы для создания курсов любого типа. Как правило, эти элементы требуют активной деятельности как студентов, так и преподавателей. Любая учебная дисциплина подразумевает теоретическое и практическое обучение, промежуточную аттестацию и обратную связь. ЭОС предлагает множество интерактивных элементов курса для реализации этих учебных задач. В ходе исследования был проведен анализ использования интерактивных элементов курсов образовательной программы направления «Библиотечно-информационная деятельность». Наиболее используемыми интерактивными элементами курса является «Задание», «Тест» и «Глоссарий». Такой элемент как «Глоссарий» очень удобен для студентов при самостоятельной работе, так как содержит все основные понятия по курсу. При этом разработчиками данного ресурса могут выступать сами студенты. Поэтому его можно использовать не только в «Учебно-справочных ресурсах», но и в «Учебно-практических ресурсах». Малую долю среди интерактивных элементов занимают «Чат» и «Форум». Общение с помощью чата осуществляется в режиме реального времени, но требует больших временных затрат для преподавателя. Такой инструмент удобно использовать при организации On-line консультаций при подготовке к занятиям, к зачетам и экзаменам, обсуждении проектов, вопросов по контрольной работе. Элемент чат можно разместить в любом типе ресурса, к примеру, при обсуждении лекции. Предварительно студенты должны быть оповещены о проведении объявлением в «Новостном форуме». Элемент курса «Форум» также позволяет организовать дискуссии в процессе обучения: вести обсуждения студенческих проектов, осуществить постановку проблемы. Использование элемента курса «Вики» в учебном процессе позволяет организовать совместную групповую работу студентов. При этом преподаватель, используя функцию «История», может отследить вклад каждого участника в создании статьи и оценить его. Данный элемент курса может быть использован в «Учебно-практических ресурсах», а также в «Учебно-справочных ресурсах». К сожалению, данный инструмент используется не слишком активно. Таким образом, проведенный анализ размещения методического обеспечения по образовательной программе направления «Библиотечно-информационная деятельность» показал, что студенты располагают полным комплектом учебно-методических материалов для организации аудиторной и самостоятельной учебной деятельности. Перспективным на нашем факультете является внедрение интерактивных форм методического обеспечения курсов, что может быть обусловлено использованием ФГОС 3+ и внедрением следующего ФГОС 3++, которые позволяют нам реализовывать образовательный процесс в сетевой форме с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.