Информационное сопровождение научных исследований на основе библиометрических методов


Павлова Анна Сергеевна

младший научный сотрудник
Центральная научная библиотека УрО РАН

Потребность в анализе возможностей библиометрических методов для информационной поддержки научных исследований очевидна в современных условиях усиления роли информационного и научного обмена, изменений в системе научных коммуникаций и организации работы учёных, повышения медийной грамотности и требований к деятельности информационных учреждений. В рамках исследования информационного сопровождения научных исследований в зарубежных научных организациях был проведён анализ сайтов университетов мира, входящих в первую десятку, по версии рейтингов QS World University Rankings (Рейтинг QS) и Academic Ranking of World Universities (ARWU), также известный как Шанхайский рейтинг. Указанные рейтинги оценивают университеты по совокупности показателей, но, в том числе, исследовательская и научная деятельность, количество публикаций и цитирований. Всего было проанализировано 13 сайтов университетов, при этом, 7 из них входят в лидерскую десятку обоих использованных рейтингов: 1) Массачусетский технологический институт (MIT. Massachusetts institute of technology); 2) Стэнфордский университет (University of Stanford); 3) Гарвардский Университет (University of Harvard); 4) Калифорнийский технологический институт (California Institute of Technology); 5) Кембриджский университет (University of Cambridge); 6) Оксфордский университет (University of Oxford); 7) Университетский колледж Лондона, Лондонский университет (University College London, University of London); 8) Имперский колледж Лондона (Imperial College London); 9) Чикагский Университет (University of Chicago); 10) Швейцарская высшая техническая школа Цюриха (ETH Zurich – Swiss Federal Institute of Technology); 11) Калифорнийский университет в Беркли (University of California Berkeley); 12) Принстонский Университет (University of Princeton); 13) Колумбийский Университет (Columbia University). В результате анализа выделены группы сервисов для исследователей, реализованных на основе библиометрических методов; ресурсы, содержащие библиометрические данные; программные средства для исследователей, использующие библиометрические данные и методологию. Среди основных направлений использования библиометрических методов и ресурсов для информационного сопровождения научных исследований в зарубежных университетах следует обозначить следующие: • организация доступа к библиометрическим базам данных и инструментам управления цитированием и ссылками; • создание и настройка авторских профилей, получение индивидуального номера исследования в библиометрических базах данных; • организация поиска библиометрических данных по теме исследования в базах данных, каталогах и сети Интернет; • выполнение всех видов справок в области цитирования и оформления ссылок, использования инструментов управления цитированием и ссылками, программ хранения и цитирования исследовательских библиометрических показателей; • сопровождение всех этапов научно-исследовательского процесса: от выбора темы исследования до оценки исследовательских результатов. Таким образом, использование библиометрической информации и методологии пронизывает многие направления деятельности научных библиотек, а данные, получаемые на основе библиометрических методов, могут играть важную роль на всех этапах научного исследования.