Информационные ресурсы академической библиотеки глазами удаленного пользователя (на примере библиотек научных организаций Сибирского отделения РАН)


Стукалова Анна Александровна

старший научный сотрудник
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН)

Веб-сайт является важной и популярной информационной площадкой для предоставления сведений о деятельности библиотеки, ее структуре, информационных ресурсах и способствует продвижению информационных продуктов и услуг библиотеки. Как показывают опросы и наблюдения, любую информационную задачу пользователь начинает решать посредством электронных ресурсов с помощью поисковых систем, электронных каталогов (ЭК) и баз данных (БД). И лишь потом, убедившись в необходимости углубленного изучения материала, пользователь обращается к традиционному формату. Поэтому одним из самых востребованных библиотечных средств поиска информации является ЭК, который предоставляет сведения о составе библиотечных фондов и наличии конкретных документов. Важной информацией, направленной на удовлетворение информационно-образовательных, профессиональных и научных потребностей пользователей, являются сведения об удаленных ресурсах, полнотекстовых коллекциях, размещенных на сайтах научно-исследовательских институтов (НИИ). Для выявления представляемой информации о библиотеке, ее продуктах и услугах в удаленном доступе, было проведено исследование 96-ти сайтов научных организаций Сибирского отделения РАН. В результате исследования было выявлено, что далеко не на всех сайтах предоставлена запрашиваемая информация. Лишь на 35-ти сайтах НИИ размещена подробная информация о библиотеке и ее деятельности, предоставлена возможность поиска в ЭК и БД библиотеки НИИ, разрешен доступ к удаленным ресурсам свободного доступа и даны сведения о лицензионных удаленных ресурсах. Одной из основных причин, по которым библиотека не предоставляет сведения об информационных ресурсах в удаленном режиме, является отсутствие возможности ведения ЭК в связи с нехваткой финансовых средств на приобретение автоматизированной библиотечно-информационной системы (АБИС). Этот факт является серьезной проблемой, поскольку, как показало анкетирование библиотек научных организаций Сибирского отделения РАН, в 36-ти библиотеках поддерживаются только карточные каталоги. Только 9 из них планируют приобретение АБИС. Кроме того, из 35-ти ЭК, предоставленных на сайтах НИИ, только 18 ЭК библиотек научных организаций Сибирского отделения РАН, включают полную информацию о своих фондах. В остальных библиотеках не проведена ретроспективная конверсия карточных каталогов, поэтому, в лучшем случае, ЭК включают библиографические записи (БЗ) начиная с 1990-х годов издания. Для информирования удаленных пользователей 26 библиотек НИИ, СПА которых не включает ЭК, предоставляют на сайтах списки информационных ресурсов, как правило, расположенных по видам издания, либо в хронологической последовательности. Хотя полноценный поиск по элементам БЗ в данном случае не предусмотрен, пользователь имеет возможность получить информацию об имеющихся изданиях в фонде библиотеки путем сплошного просмотра. Помимо размещения сведений об информационных ресурсах, 67% сайтов НИИ включают сведения о библиотеке. В основном эта информация содержит контактные данные, сведения о режиме работы, сотрудниках, фонде библиотеки, продуктах и услугах, основных направлениях деятельности. Но на сайтах некоторых НИИ информация о библиотеке ограничивается предоставлением сведений о контактных данных и режиме работы. Исследование сайтов научных организаций Сибирского отделения РАН показало, что 48% библиотек предоставляет на сайтах организаций доступ к удаленным ресурсам свободного доступа и дает информацию о наличии о возможности использования в библиотеке лицензионных ресурсов. На сайтах 15-ти библиотек нет никакой информации о библиотеке и информационных ресурсах. Т. о. для удаленного пользователя доступна лишь небольшая часть информации о ресурсах библиотек научных организаций Сибирского отделения РАН. Для эффективного информационного обслуживания пользователя в удаленном режиме система СПА этих библиотек нуждается в кардинальных изменениях. Необходимо обеспечить возможность поиска по СПА через интернет, с предоставлением любому пользователю полной информации об информационных ресурсах библиотеки. Это позволит пользователям с наименьшими затратами времени подобрать литературу по интересующим вопросам и определять, где и как можно получить нужное издание или доступ к нему.